В древности люди учились для
того,
чтобы совершенствовать себя.
Ныне учатся для того,
чтобы удивить других.
Конфуций (Кун-цзы)[2]
Казахстан вступил в новую эру преобразований. Наряду с
этим система образования Казахстана
также претерпевает позитивные качественные изменения. Данные изменения не
возникли вдруг, а были продиктованы
необходимостью изменения как взглядов и подходов
к рассмотрению процесса обучения, так и самого процесса обучения школьников.
Как показали результаты международных исследований TIMSS и PISA, знания и умения учащихся Казахстана оказались далеко не
самыми лучшими в сравнении со знаниями и умениями их сверстников из других
стран. Исследования измерили не только уровень знаний детей, но и уровень
умений применения знаний на практике [6]. И всем известны полученные результаты. И тогда возник закономерный вопрос:
если наши дети, в своем большинстве, не могут применять полученные знания на
практике, тогда как научить их делать это? И поэтому проводимые преобразования в системе
обучения мы рассматриваем как меры, предпринятые с целью повышения
профессиональной компетентности педагогов, повышение уровня преподавания
дисциплин, уровня знаний и умений школьников. Да, конечно, трудные
у нас получаются шаги. Но они необходимы. Когда-то, почти столетие назад, выдающийся
педагог того времени Сухомлинский сказал: «Сейчас, когда мы стоим на пороге осуществления
всеобщего среднего образования, проблема интеллектуальной культуры рабочего и
крестьянина, который будет иметь среднее образование не для поступления в вуз,
а для того, чтобы быть настоящим человеком, проблема высокой интеллектуальной
культуры приобретает особо важное значение» [4].
Данные слова и
сейчас не теряют своей актуальности. Учителю отводится одна из ключевых ролей в
построении высоко-цивилизованного общества. Век научно-технического прогресса предъявляет все
большие требования к профессионализму
учителей, к тому как учитель сможет донести знания, сможет ли воспитать из маленького ребенка
разностороннюю, конкурентноспособную, одухотворенную личность. В современном
модернизированном мире ребенок должен найти свое место в жизни, стать
полезным для общества, а может даже стать тем самым факелом Прометея,
освещающим дорогу другим людям. Всегда найдутся люди ругающие нововведения. Но так ли уж они плохи? Только одна концепция
оценивания уже заслуживает особого внимания.
Ведь мы оцениваем не просто знания детей, а умения и навыки применять их на практике, в нестандартных ситуациях,
умение критически осмысливать увиденное и услышанное. Также при обучении по
обновленному содержанию обучения особое внимание уделяется развитию способности
детей добывать свои знания самостоятельно, применять навыки исследования,
умению самостоятельно анализировать ту или иную ситуацию и исходя из этого
предпринимать соответствующие действия, умению отстаивать свою точку зрения, развитию умения
работать в команде! Как учитель -предметник могу судить о том, что оценивание знаий и
умений школьников в той форме, в которой оно существовало до нынешних пор, не
всегда отвечало требованиям и желаниям учителя и ученика. Данная система
оценивания не возникла на пустом месте.
Она стала закономерным итогом, естесственным синтезом, вобравшим в себя технологию
критического мышления, традиционных и инновационных технологий отечественной и
зарубежной педагогики. Обратим свой взгляд на историю, вспомним как к нам
вошла эта оценочная система обучения. Ш.А Амонашвили писал в своей книге: «Чем больше
школа обращалась к гуманистическим и демократическим формам обучения
и чем решительнее отказывалась от крайних принудительных мер, тем
больше усиливалось социальное значение отметок...Отметки,
получив свое дальнейшее развитие в практике буржуазной школы,
приспособились к маскированию педагогических дефектов и мнимых
успехов, оправдывая несовершенство обучения якобы неспособностью детей или неизбежно
присущей им ленью к учению. Посредством отметок, наряду с другими
мерами воздействия, регулировалась жизнь ученика как в школе, так
и вне школы, особенно в семье»[3]. Также недостатки данной системы были озвучены и другими
педагогами. В.И.
Фармаковский, специалист по начальному образованию конца ХIХ – начала ХХ веков, цифровые
отметки считал неудовлетворительными по следующим причинам:
· они не
отличаются нужной ясностью и вразумительностью;
· система отметок
имеет то же значение, что и розга;
· отметки
представляют целую систему, затрагивающую самолюбие детей. Все учение
превращается в погоню за хорошими отметками;
· цифровой способ
оценки труда учащегося механизирует работу учителя.[1]
Уже тогда педагоги того времени осознавали несовершенство
оценочной системы знаний и умений учащихся. Эта система показывает лишь внешнюю
сторону образовательного процесса, не затрагивая ее внутреннюю сущность. Вместе
с нею из поля зрения учителя ускользает обучение учащегося умению работать над собой, над
своим творческим потенциалом. Введенная система критериального оценивания
подразделяется на два вида: формативное и суммативное. Формативное
оценивание - оценивание для обучения, суммативное – оценивание самого обучения. Компонентами
критериального оценивания являются проверочные листы, оценочные задания,
дескрипторы и рубрикаторы. В начале
каждого вида учебной деятельности ученику сообщаются критерии оценивания его
работы. Если цифровая система отметок
говорит ученику: учись лучше, чтобы превзойти своих товарищей, то данная
система скажет: учись лучше, чтобы быть лучше того, что ты есть. Награждать
ребенка надо не за высшие оценки, а за повышающиеся критерии успеваемости, за
энергию и настойчивость [1].
Конечно, мы только входим в эту огромную реку с бурным
течением под названием «Обновленное содержание обучения». И здесь таятся еще
немало подводных камней и круговоротов, то и дело, подстерегающих нас. Одной из
проблем педагога при работе по
обновленной программе, как я считаю, это уделение недостаточного внимания
письменным работам учащихся, недостаточное отражение оценивания письменных
работ в СОРах и СОЧах, влияние результатов оценочных заданий (проектов,
практикумов, презентаций и т.д.) на итоговый результат. Конечно, можно
стимулировать детей, составляя различные
рейтинги, номинируя их работы как «Самая аккуратная тетрадь», «Самая
грамотная работа» и т.д.. Но работа по формированию грамотного оформления
решения задачи, последовательного изложения доказательства теоремы или задачи,
умение строить красивые, отвечающие условиям задачи чертежи требует ежеурочного
вмешательства и контроля учителя, требует своих критериев формативного
оценивания: отдельно для предметов общественно-гуманитарного цикла, и отдельно
для предметов есстественно-математического цикла, а также отдельно для
формативного оценивания в начальном звене.
Также хотелось бы сказать о дифференциации заданий для детей. Для учащихся со слабыми
аналитическими способностями предусмотреть базовый уровень критериев
оценивания, а для сильных учащихся предусмотреть отдельные дополнительные
задания и соответствующие им критерии оценивания. Данные критерии будут
показывать доступность есстественных наук для одних, и побуждать
рационализировать вычисления -других.
В новом учебном году я впервые столкнулась с обучением детей по обновленной программе.
Но первое ознакомление с сущностью данного нововведения я получила на курсах в
ИПК «Орлеу» г.Кокшетау. Здесь Очень
трудные были первые шаги. Трудно они давались и учащимся 5 класса, в котором я
преподаю математику. Детям пришлось проходить
адаптацию к новым учителям, к их требованиям, и к новой системе
обучения. Первая СОР по математике не обрадовала нас. Проводилось родительское
собрание в пятом классе, где родители были ознакомлены с результатами первых СОРов
по всем предметам, разъяснялись требования, предъявляемые детям. К следующей
СОР дети подготовились более тщательно. Также дети научились ориентироваться в
критериях оценивания их работ и ответов. Старалась контролировать и
корректировать обучение учеников с
помощью ежедневной проверки тетрадей, записей в тетрадях и дневниках.
Формативное оценивание старалась проводить систематически, перед
началом изучения новой темы. Тесты распечатывала на маленьких листочках, т.е.
на листе формата А4 умещала 8 тестов. Результаты приклеиваю к рабочей тетради
учащегося. Так и ребенок и его родители ознакамливаются с уровнем знаний своего ребенка, видят его слабые места. Детям очень нравятся мои записи в тетради,
написанные зеленой пастой. Это выглядит не агрессивно, эстетично, и
воспринимаются ими именно как дружеские советы от учителя. Закончилась первая четверть. Неразбериха,
царившая первые месяцы и дни в пятых и седьмых классах, отходит и
только сейчас для детей, и для родителей
этих детей, а также для нас учителей пришло переосмысление всей той работы,
которую мы совместно проделывали в первой четверти. Дети продолжают учиться
работать в парах, учатся формулировать свои мысли, строить гипотезы. Работа в
группах у нас популярна при работе над
проектами, т.е. во внеклассной работе по предмету. Учащиеся учатся распределять
свои обязанности в группе, представлять результаты работы группы.
Одними из наиболее
перспективных и популярных инновационных технологий являются мультимедийные технологии. Современный
учитель использует их с целью интенсификации учебного процесса, получения
рефлексии, делает процесс обучения
доступным и увлекательным. Так
средствами программы PowerPoint, Geogebra, интерактивными
уроками в Bilimland я пользуюсь
постоянно. Очень интересен опыт использования программы Geogebra учителями других
стран, которым они щедро делятся на страницах форума. Я также открыла свою
страничку на данном форуме, хотя опыт работы с данной программой у меня всего
лишь год [8]. С
этой программой меня познакомили
преподаватели ИПК «Орлеу» г.Кокшетау при прохождении курсов повышения
квалификации. Данная программа, специально созданная для наглядного
презентования и исследования физико-математических теорий, широко
распространена во всем мире и уже переведена на 49 языков, в том числе и на казахский
язык учителем НИШ Талгатом Байназаровым. Распространяется
бесплатно с целью консолидации творчески работающих учителей по всему миру. Конечно,
хотелось бы, чтобы выпускники педвузов также имели бы опыт работы с данной
программой, которая все еще мало распространена на территории Казахстана. Инновационные технологии обучения
подразумевают не непосредственную передачу информации, а построение и
использование в работе проблемных ситуаций, обучение детей участию в
дискуссиях, обучение умению учащихся добывать нужную им информацию из других
источников. В связи с вышеизложенным хотелось бы внести предложение более
широкого использования мультимедийных технологий для развития технологической компетентности учителя, а также
улучшения профессиональной ориентации учащихся старших классов, а
именно: так как на территории Казахстана
внедрена электронная программа ведения журнала Күнделік.kz, все школы имеют
свои сайты, то можно разрешить и нашим школам работать с такими
программами как, например, AutoCAD Architecture, AutoCAD
Mechanical, AutoCAD
Electrical, Adobe, Microsoft, Google
Classroom и другие. Учащиеся и преподаватели всего мира
делятся своими проектами на страницах форумов этих программ, создают совместные
интересные проекты. Данные продукты можно загружать бесплатно
только на месяц. Этого не достаточно. Стоимость их высока, но для учащихся и
преподавателей предусмотрено бесплатное использование
приложений в течение трех лет. Данные привилегии
действительны государственных
школ США. К нашим
школам они подходят индивидуально и разрешают работать с программами бесплатно в частном порядке. Широкое использование этих программ в наших
школах позволило бы детям лучше узнавать
особенности каждой профессии, подтянуть свои языковые навыки, а значит и
интегрироваться в мировое образовательное пространство. С 16 апреля по
20 мая 2018 года Казахстан впервые примет участие в Международном исследовании
компьютерной и информационной грамотности ICILS-2018 (International Computer
and Information Literacy Study) наряду с участниками из 14 стран мира. Участие
Казахстана позволит получить независимую международную оценку IT-навыков
учащихся 8-х классов [5]. Я же, в свою очередь, мультимедийные технологии стараюсь
использовать при работе с учащимися над проектами, при ежеурочной работе на различных стадиях
обучения учащихся. Учащиеся средних классов предпочитают работать над
поставленной проблемой группами, в то же время учащиеся старших классов
предпочитают индивидуальную работу и работу в парах.
Данное обучение, в условиях трехязычия, позволит
проникнуться нашим детям пониманием развития нашего государства, с легкостью
погружаться в атмосферу глобализации интеллектуального
сообщества, обмениваться своими идеями. В заключение хотелось бы выразить
надежду на то, что обучение в условиях обновленного содержания приживется в
нашем обществе, в наших школах, будет понято нашим обществом, и мы станем свидетелями того, как из наших детей вырастают
умные, чуткие граждане, способные конкурировать со своими сверстниками в любых
сферах деятельности, приносить пользу своей стране, станут достойными
гражданами Казахстана.
Список литературы:
1. http://podelise.ru/docs/74277/index-3491-2.html
2. https://quote-citation.com/author/confucius/page/5
3. http://velib.com/read_book/amonashvili_shalva_aleksandrovich/osnovy_gumannojj_pedagogiki_kniga_4_ob_ocenkakh/ii_ocenochnyjj_komponet_obuchenija_na_raznykh_ehtapakh_razvitija_shkoly/borba_za_demokratizaciju_ocenochnojj_sistemy_obuchenija_v_shkole_dorevoljucionnojj_rossii/
4. http://modernlib.ru/books/suhomlinskiy_v/rozhdenie_grazhdanina/read_1/
5. http://iac.kz/ru/infographics/mezhdunarodnoe-issledovanie-kompyuternoy-i-informacionnoy-gramotnosti-icils-2018-0
6. http://iac.kz/sites/default/files/pezentaciya_na_kollegiyu_timss_pisa_rus.pdf
7. http://www.vsavm.by/wp-content/uploads/2013/02/9.pdf
8. https://www.geogebra.org/
9. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя
математики: книга для учителя - Москва: Просвещение,1990.-224 с.
10.
Система
критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие.
Астана: Национальная академия образования им.И.Алтынсарина, 2013.-80 с.)