“Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Златополье ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық Мемлекеттік мекемесі
Коммунальное Государственное учреждение «Общеобразовательная школа села  Златополья отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

     

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Историко – краеведческий экскурс: «Путь к великому Абаю» в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру», посвященный 175 летию Абая Кунанбаева.

Историко – краеведческий экскурс: «Путь к великому Абаю» в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру», посвященный 175 летию Абая Кунанбаева.

Эпиграфы:

 

 

 

ТСО: проектор, фонотека,

Ход мероприятия:

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
  1.  Вступительное  слово учителя: Дорогие ребята и уважаемые гости! 2020 год знаменателен тем, что вся мировая общественность будет отмечать 175 летие выдающегося поэта, мыслителя и композитора казахского народа и Центральной Азии Абая Кунанбаева.  Его творчество в поэтическом, и, особенно, в философском сферах, вышло далеко за пределы  одной национальности и стало великим достоянием всего прогрессивного человечества. За более 100 лет исследования накоплен обширный материал о великом сыне казахского народа.
  2. Объявление темы,  целей и плана работы.

На сегодняшнем мероприятии мы будем вести речь о некоторых проблемах популяризации творчества Абая после ухода его из жизни, о близком окружении Абая и его соратниках, внесший неоценимый вкладв увековечении его имени. Одной из тем, затрагиваемых на этом мероприятии, является становление Абая как мыслителя демократа, подлинного защитника простого человека. Благодаря неустанному нравственному поиску ответов на насущные проблемы великий Абай обратился к передовой русской и западной культуре.

В освещение всех этих вопросов мне помогут ваши сверстники, ребята. Они подготовили свои материалы по вынесенным вопросам, которые вы видите на экране. В течение всего мероприятия будут звучать мелодии сочиненные Абаем и сопровождаться слайд – презентациями.

В первую очередь разговор пойдет о проблемах освещения творчества великого поэта и мыслителя в первой половине 20 века. Именно в этот период ушедшего века встало со всей остротой проблема популяризации творчества Абая.

 

2 Выступление учащихся с демонстрацией слайдов.

О первых исследовательских работах по творчеству Абая расскажет ученик

9 класса Федоров Максим.  (слайд 6)
«Великий Абай – вдохновитель демократических перемен, продолженные передовыми демократами Ахметом Байтурсыновым, Алиханом Букейхановым, Мыржакыпом Дулатовым и другими лучшими представителями казахской интеллигенции.

Именно благодаря этим, тогда самым образованным деятелям культуры, началась работа по увековечению творчества Абая Кунанбаева.

Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества» в 1907 году.

Первую литературно-исследовательскую работу Ахмет Байтурсынов провел в Оренбурге. Ее результат опубликовали в издании «Казах». Ученый рассматривал влияние духовного наследия Абая на казахскую культуру, раскрывал огромную значимость произведений великого поэта. Развивая идеи поэта о демократическом устройстве общества, Ахмет положил их в основу профессиональной журналистики Казахстана».

 

Слова учителя:

Существовало несколько проблем, связанных с творческим наследием Абая Кунанбаева.
Однойиз главных проблем, с которыми столкнулись первые исследователи расскажет ученица Федорова Ирина. (слайд 7,8,9).

Скудность письменных источников о прижизненной деятельности Абая;

Известно, что Абай сочинил множество стихотворений, которые изустно разошлись среди народа. Но в письменном виде их оказалось мало. Дело в том, что сам Абай на раннем творческом пути поэтическому ремеслу придавал мало значения. Действительно, за редким исключением, акыны и певцы того времени свой талант стихосложения использовали для укрепления своего материального положения. Они были частыми гостями на тоях и других мероприятиях степных богачей. Воспевание мнимых «заслуг и деяний» богатеев стало своеобразным промыслом некоторых мастеров поэтического слова. Абай часто высмеивал таких горе певцов в своих сатирических и едких стихах. Однако, занятый общественными делами он долгое время не уделял должное внимание творческому призванию.

Правда, все значимые события и изменения в собственной судьбе и судьбе народа не могли его оставить без внимания.Абай отражал все в стихотворную форму. Однако только ближе к 40 годам своей жизни, Абай под влиянием русской поэзии и поэзии зарубежной стал осознавать великую роль стихотворного творчества.

Поэтому многие эпиграммы, шуточные стихи, любовная лирика, сатирические обращения находилисьв устном распространении. Широко разошедшие в степи его стихи передавались изустно и иногда народ авторства этихстихов не знал».

 

 

 

Слово учителя: Ребята, трудно власти справляться с людьми,  думающими о судьбах простого народа,  непримиримостью с государственной политикой, угнетающей свободу и волю. В эпоху царской России народы, находящиеся под колониальным гнетом, не имели широкого доступа к элементарному образованию и социальному обеспечению. И голос Абая, вскрывавший язвы гнусной политики колониализма не нравился царской администрации. Поэтому донести до широких слоев общества творчества великого соплеменника стала  и целью близких родственников  и потомков Абая.

 

Айгерим Абишева.

Воспоминания сына Абая Турагула Кунанбаева.(Слайд 10,11)

Он был высоко эрудированным человеком, в совершенстве владел казахским, русским и турецким языками.

Турагул, в отличие от своего отца Абая и братьев, не увлекался поэтическим письменным творчеством. Однако оставил воспоминания, в которых Абай предстает перед нами как прекрасный семьянин, любящий и заботливый отец, талантливый художник слова, прекрасный исполнитель песен. Вот что он пишет в начале своих воспоминаний.

«ОБ АБАЕ О МОЕМ ОТЦЕ»

«Для тех, кто собирает сведения по биографии моего отца, нужны данные о его характере, образе жизни, о том, как он выглядел при встрече со своими современниками, какими обычно были выражения его лица, одежда, походка, речь, как он радовался или возмущался. Среди современников моего отца было мало людей, умеющих писать. Поэтому мне невольно пришлось взяться за перо. Хотя, по моим понятиям, писать сыну о характере и привычках отца не вполне прилично.

Прежде я никогда не писал подобных вещей и к тому же никогда не видел и не читал книг воспоминаний. Мне хочется взять характер отца в целом и постепенно, вдумываясь, раскрыть его настолько, насколько смогу».

Воспоминания посвящены в основном детским годам самого Турагула.

Есть немалая заслуга Турагула в подготовке и издании первой книги Абая в 1909 году в Санкт-Петербурге. Здесь его имя стоит рядом с первым издателем книги Абая, двоюродным братом великого поэта Какитаем Искаковым. Он оставил трогательные воспоминания – «О моем отце Абае». Многие песни Абая также были записаны из уст Турагула, одаренного композитора, чьи произведения популярны в народе.

Большую работу по собиранию и пропаганде произведений и песен Абая провели и другие потомки, почитатели и пропагандисты его творчества. Это племянник Какитай Искакулы, Ерхам Какитайулы, внучки поэта Уасила Магауиякызы и Макен Турагулкызы, с исполнения которой песни Абая записывали А. Жубанов и Б. Ерзакович. Песни Абая в ее исполнении хранятся и в отделе фонозаписи Института литературы и искусства им. М. Ауэзова. Неоценимую помощь в увековечении оказали и многие другие потомки Абая.

Мы вновь и вновь с благодарностью преклоняемся перед талантом потомков-последователей великого поэта, отдавая должное тому, что они сумели сохранить литературное и музыкальное наследие своего отца, деда и учителя нескольких поколений казахского народа.

 

 

 

Слово учителя: Вы знаете, ребята, что 1917 год стал переломным периодом не только в судьбе огромной страны, но и всего мира. Наступила эпоха СССР. Казалось, имена истинных защитников обездоленного простого народа будут широко озвучены и по праву оценены.

Однако с установлением диктатуры пролетариата, творческое наследие прошлого подверглось большим испытаниям. Какие проблемы возникли в первые годы становления советской культуры и искусства расскажут ученца 10 класса Клишина Милана и ученик 9 класса Дангилов Глеб:

Клишина Милана:

«Идеологические препятствия в изучении исторического прошлого казахского народа в 20 – 30 годы 20 века,созданные советскими органами.

В первые годы установления советской власти перед казахской интеллигенцией встала задача объективного освещения исторического прошлого. Главной проблемой стала отстаивание славных имен прошлых веков. В России были созданы литературные группы «Пролеткульт», «Серапионовы братья», и другие, которые стремились совершить реформу в искусстве. В эпоху воинствующего атеизма и ниспровержения с почетного педьестала выдающихся исторических личностей имя Абая Кунанбаева могло оказаться в забвении на многие десятилетия. Советская власть на заре строительства социалистического общества стала подвергать гонению многих представителей искусства и литературы многонациональной страны.

Из школьных и вузовских программ исчезли многие выдающиеся произведения дореволюционных писателей, поэтов и мыслителей. Дошло до того, что творчество великого русского писателя Льва Толстого подвергалось сомнению и к изучению допускались только некоторые его произведения. Советскую пролетарскую писательскую среду смущал графский титул Толстого.

  •  

Истине ради следует признать, что Абай никогда не призывал простой народ к волнениям и ниспровержению эксплуататорского класса. А его сборник стихов, впервые вышедший в 1909 году являлся доказательством истинно гуманного и справедливого отношения к чаяниям и надеждам простого человека.

Только благодаря близким родственникам,соратникам и друзьям и в первую очередь Мухтару Ауэзову имя Абая стало широко известно не только в Советском Союзе , но и далеко за его пределами.

Неоценимый вклад в популяризации наследия великого поэта и мыслителя внесли:

Сын Турагул Кунанбаев, племянники Абая Шакарим, Какитай Искаулы, внучатые племянники Ахат Шакаримулы и Искаков Ерхам Какитайулы,супруга Айгерим, близкий друг Ауэз.

А самый фундаментальный вклад в абаеведение внес выдающийся казахский советский писатель Мухтар Ауэзов своим романом – эпопеей «Путь Абая».

Дангилов Глеб: (слайд 12)

«В годы становления советской власти коренным преобразованиям подверглась культурное строительство нового общества. Большевики ясно осознавали тот факт, что для укрепления своей власти в первую очередь надо завоевать умы людей, особенно подрастающего поколения. Поэтому началась идеологическая работа по разработке социалистической культуры. Наряду с великими успехами советской власти (ликвидация неграмотности, открытие сети просветительских учреждений, культурных центров), были допущены и перегибы. Так в первые годы СССР появились литературные объединения, поставившие перед собой цели воспитания нового советского человека. Это ПРОЛЕТКУЛЬТ, РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и другие. Филиалы этих объединений были открыты по всей стране. Воинствующие представители новой «рабоче-крестьянской» литературы стали вершителями судеб многих талантливых людей искусства. Трудно представить, каких поистине хороших произведений не увидел читатель.

 

А это идейная позиция объединения РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)

 

Именно в такой очень сложной идейно – политической обстановке создавался роман о выдающемся сыне казахского народа Абае Кунанбаеве. И заслуга принадлежит Мухтару Ауэзову. (слайды 13,14 )

Мухтар Ауэзов — самый известный классик казахской литературы. Его роман «Путь Абая» — факт не только казахской, но и советской литературы. Но жизнь писателя не была легкой: он был арестован в 1929 году, Ночью1 октября 1929 Ауэзова арестовали и под охраной отправили в Алма-Ату. Его обвинили в принадлежности к организации казахских националистов.Сегодня можно только гадать, что стало причиной ареста. Может, знакомство с Ильясом Жансугуровым и Магжаном Жумабаевым или непролетарская родословная? Даже его работа над изучением «Манаса»,(великолепного поэтического произведения родственного кыргызского народа),вызывала подозрения в национализме. Впрочем, через два с половиной года Мухтар Омарханович оказался на свободе.Но для этого ему пришлось публично каяться в несуществующих грехах.

Рукописи подвергались тщательной проверке. Органам НКВД и цензорам не нравилось детальное освещение культуры и быта казахского народа, описание нравов и обычаев. Мухтару пришлось несколько раз переписывать рукописи романа об Абае. Чекисты требовали не упоминать в романе выдающегося поэта, и мыслителя Шакарима Кудайбердиева. В окончательном варианте Ауэзов все же ввел образ Шакарима под другим именем и только в коротком эпизоде. Также Мухтару пришлось вывести образ отца Абая Кунанбая как жестокого, косного и неуступчивого крупного феодала. Ахмет Байтурсынов незадолго до своей гибели в застенках НКВД благословил молодого друга, сказав: «Мухтар, ты очень талантлив. Ты должен уцелеть еще и потому, чтобы имя Абая не было забыто потомками. Я верю, что у тебя хватит умения и сил написать правдивую книгу. Надо идти на компромиссы с властью. Иначе погибнешь. Пройдут годы и имена наших легендарных предков станут известны».

Слова Байтурсынова стали пророческими. Имена Абая и Мухтара неразрывно связаны. Весь читательский мир до сих пор с восхищением читает роман – эпопею «Путь Абая».

 

Слово учителя: Ребята, это был исторический экскурс в творческую эпоху создания монументальной науки «Абаеведение»

Труды благодарных последователей не пропали даром. Сейчас имя Абая Кунанбаева известно всему миру. В 1965 имя и творчество Абая Кунанбаева включен в список ЮНЕСКО как великое достояние человечества.

  1. Краеведческий экскурс.

Слово учителя: Жизнь и творчество великого поэта и мыслителя Абая Кунанбаева неразрывно связано с Великой Степью. Мы, благодарные потомки  во всех городах Казахстана, всего бывшего Советского Союза, поставили памятники и бюсты великому сыну казахского народа.

(Показ презентации «Памятники Абаю»). Сопровождается музыкой композитора.

(Показ презентации «На родине Абая и Шакарима»).

 

  1. Подведение итога историко – краеведческого экскурса.

 

 

Жаңартылған күні: 10.11.2019 20:49
Құрылған күні: 10.11.2019 21:24

Текст