“Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Златополье ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық Мемлекеттік мекемесі
Коммунальное Государственное учреждение «Общеобразовательная школа села  Златополья отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

     

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся

30.11.2017

Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся.

Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся.

 

"Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо"

А.С. Макаренко

   Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью.
Они работают, учатся, отдыхают, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит  в детском или подростковом возрасте.

   В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

1.  Актуальность темы.

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются как педагоги, так и родители. Актуален как никогда  комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.

2.  Причины появления детей с девиантным поведением.

   Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)

   Так же со стороны школы можно выявить ряд причин влияющих на воспитание «трудного ребёнка»:

V  Неумение, а часто и не желание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию.

V  Недостаточное взаимодействии семьи и школы.

V Формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;

V Отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;

V Запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;

V Так же школьник в условиях традиционно  образовательного процесса не всегда имеет достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. У нас проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции,  включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска»  крайне редко включаются в эту деятельность.

3. Школьная и социальная дезадаптации. Проблемы управления профилактической работой.

   Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

 

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:

 

Стадии дезадаптации

 

Формы девиантного поведения

Учебная декомпенсация

Неподчинение детей, критика действий взрослых, отрицательное отношение к учёбе. Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений

Школьная дезадаптация

 

Нарушение правил поведения в школе, срывы уроков. Прогулы, отказ от выполнения заданий. Курение. Грубость, сквернословие

Социальная дезадаптация

Хулиганство. Раннее начало половой жизни. Драки, нанесение телесных повреждений. Употребление алкоголя, пьянство.Унижение других. Проба наркотиков, токсикомания. Побеги из дома

Криминализация среды

Следование воровским законам. Воровство. Вымогательство, рэкет, шантаж. Употребление наркотиков

 

 4. Основные направления системы профилактики:

 1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;

 2.  Изучение социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.

3. Создание программы индивидуальной поддержки ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение, необходимо направить ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.

4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);

5. Организация допрофессиональной подготовки подростков,  подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности;

5. Психолого-педагогическая работа с детьми группы риска

Для выявления и изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей в нашей школе проводятся специальные анкетирования.

Составлены характеристики на учащихся, входящих в группу риска, из бесед и анкетирования, видно, что у них существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения.

- своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей;

- своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации;

- организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;

- внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.  

- постоянно проводятся заседания Совета по профилактики правонарушений. Заседания проводятся с приглашением участкового, где с детьми проводятся беседы с приглашением родителей

 

И надо помнить, что работу с группой риска каждый педагог должен строить  в данном направлении согласно индивидуальным особенностям учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовал  весь педагогический коллектив.

 Практические рекомендации:

-с целью преодоления неуспеваемости учителям предметникам и классным  руководителям в соответствии с положением по ведению школьной документации своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник

- классным руководителям необходимо своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий  детей

- наладить работу с родителями неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку

-  психологу необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся с целью выявления социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения

- привлекать к работе с данной категорией учащихся и их родителями специалистов центра медико-психолого-педагогической поддержки

-  планировать участие учащихся школы в  мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, включать в воспитательный план работу школьного лектория с привлечением специалистов.

Анализируя роботу за 2013-2014 год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:

  1. Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
  2. Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в классных коллективах;
  3. Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; 
  4. Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;
Просмотров: 438


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст